Шеф монтаж электропроводки


Мне позвонил клиент и поинтересовался о том, могу ли я оказать ему услугу «шеф монтаж» электропроводки? Этот вопрос заставил меня углубиться в размышления. Судя по общению, клиент довольно честно признался, что хочет сэкономить деньги. Его честность стала причиной почему я не отказал сразу. Я попытался найти взаимоприемлемое решение.

Моя цель — заработать деньги. Цель клиента деньги сэкономить. Если мы найдем точку, в которой будут достигнуты оба наших желания, то значит мы договоримся. Далеко не факт, что эта точка существует.

Вопрос первый — сколько хочет сэкономить клиент? Вопрос второй — какую работу он поручает мастеру и сколько за это хочет оплатить. Размышляя, я обнаружил путь ведущий к ошибочному выводу о том, что выполнив черновые работы самостоятельно, можно сэкономить деньги. И вот почему…

Дело в том, что в данной схеме добавляются новые виды работ, которые требуют ресурсов, а это значит, что они должны быть оплачены. Оказывается, что в реальной прозрачной смете не фигурируют некоторые существенный типы работ. К ним относятся:

Проектирование. Оказывается, при электромонтаже, даже в небольшой квартире, существует ПРОЕКТ электромонтажа. Попробуйте поработать без него. Мой случай очень наглядно показывает, что работа по проекту это настоящая необходимая работа, которую выполняет мастер.

Составление спецификации сметы(перечень необходимого материала). Оказывается это тоже очень серьезный вид работ, которого нет в смете. Вы приходите в магазин, откуда вы можете знать, что вам нужно купить? Обычно вам пишет это мастер. Не только что именно нужно вам купить, но и то, какое количество нужно купить и где именно. Было бы довольно странным, если бы на вопрос клиента, что нужно для работы, мастер ответил — не знаю. Но его «знаю» это тезис влекущий за собой принятие обязательств. А обязательства не могут быть бесплатными. Именно на основе своего опыта и расчета, мастер может дать ответ на вопросы «чего и сколько?». Очевидно, что если клиент купит по словам мастера материал и окажется много лишнего, клиент будет иметь претензию к мастеру. А претензию можно иметь только тогда, когда ожидаешь получить качественную информацию. За «мнение» претензий не существует. Поэтому, очевидно, что клиент считает информацию о необходимом материале — УСЛУГОЙ. Однако, такую услугу он не оплачивал. 

Финансовые взаимоотношения. Это тоже отдельный и важный вид работы мастера. Для того, чтобы мастер купил материал у него должны оказаться деньги на это. Клиент каким-то образом должен передать деньги мастеру. Судя по моему опыту, это довольно тонкий момент, требующий времени, а также другие ресурсы. Вы не можете просто по щелчку получить деньги. Часто это довольно приличные суммы. Клиенты хотят быть уверенными, что их не обманут. Просят различные документы вроде расписок и договоров. Также отдают деньги частями или сами приезжают в магазин для оплаты.

Освоенные деньги требуют финансовой отчетности. Тщательная сборка всех чеков это тоже требует внимания и заботы. Если вы утеряете финансовые документы, вы будете нести за них личную ответственность. Клиенты часто внимательно рассматривают чеки и задают вопросы.

Все это и есть та работа, которая должна быть оплачена. Если это не работа, я про нее ничего знать не должен. Я не должен писать расписок, не должен договариваться о времени и месте встречи, не должен отвечать на вопросы по чекам и так далее.

Доставка материала на объект. Это тоже определенный тип работ, без которого монтаж не возможен. Кто-то должен купленный материал доставить на объект. Зачастую вес доставляемого требует приличных усилий. Одна бухта кабеля может весить 25 кг. Речь идет о десятках килограммах. Лично я не могу обязывать продавцов магазина нести мне все это до машины, ибо понимаю, что это не входит в их обязанности. А если на объекте нет или не работает лифт? Таким образом, это тоже довольно ответственный вид работ, которые должны быть оплачены.

Замена(иногда) и докупка товара. Докупка товара это обязательное условия отсутствия излишков материала при завершении работ. Чтобы клиенту не пришлось платить за излишки, мастер вынужден оптимизировать процесс закупки материала, делить его на этапы — основная закупка и докупка. Иногда приходиться также менять товар либо потому, что он не надлежащего качества, либо потому, что ошиблись при выдаче товара. В общем, такое явление тоже существует и берет на себя эту работу мастер. Очевидно, что это также является работой и должно быть оплачено.

Гарантия. Гарантия также является видом работ. Хотя это и специфический вид работ. Тот факт, что почти никто не хочет отказываться от гарантии ради уменьшения сметы, показывает, что это ценный вид работ. Если вы убеждены, что ваш мастер не будет нести гарантийные обязательства и что вам не следует надеяться на его помощь в случае необходимости, просите у вашего мастера уменьшение цены за счет снятия гарантии. Я как добросовестный мастер, скорее всего соглашусь, потому как бремя гарантии реально давит на плечи и если вы его с меня снимите, то я готов дать вам скидку. А вот недобросовестный мастер не согласиться никогда, потому что на него не давит бремя гарантии и ему нечего терять, кроме части денег, которые он берет за мнимую гарантию.

Как и кем оплачивается вышеперечисленная довольно серьезная работа? Оплата этих работ включена в те виды работ, которые поддаются контролю и подсчету — штробление, долбление и прочее. Это сделано для удобства работы со сметой и ее наглядности. У хороших мастеров эти виды работы присутствуют в смете в неявном виде. А вот недобросовестные мастера берут за это отдельную плату. Об этом клиенты узнают лишь только тогда, когда уже начали с ними сотрудничать. Формально такой мастер прав, ведь у него действительно в смете не было закупок, проекта и прочего, поэтому формально он прав. Но по существу он не прав, так как должен быть указать все эти виды работ отдельно. В этом случае его смета была бы не конкурентоспособной и работы бы он не получил.

Возвращаемся к нашей ситуации с клиентом, который хочет сэкономить на черновых работах. Стало ясно, что просто вычеркнуть из сметы пункты с названием «штраба», «точка» и «п.м» не возможно. Поэтому считать ожидаемую смету просто удалением этих пунктов не корректно. Однако есть еще вторая проблема. Дело в том, что при реализации проекта по схеме «шеф монтаж» добавляются дополнительные существенные типы работ. К ним относятся консультирование.

Консультирование. По сути, клиент будет просто на просто обучаться. Он будет задавать много вопросов и не по одному разу. Если ввести такое ограничение как почасовая оплата за консультирование, то это тоже не дает решения проблемы. Во первых это будет приличная цена — гораздо большая чем час работы мастера, а во-вторых, клиент будет спешить, что в свою очередь будет ухудшать качество общения, создавать напряженность.

Контроль. Контроль также становиться обязательным дополнительным элементом работ. Мастер будет обязан проверить то, что выполнил клиент. Не возможно нести полную ответственность за электромонтаж, а никто мастеру не даст ее избежать, и не проверить то, что сделал помощник. Скорее всего будут какие-то исправления и переделки. Это также является работой, которая должна быть оплачена.

Вышеперечисленные рассуждения привели меня к следующим выводам:

1. Во время шеф монтажа невозможно уменьшить смету путем простого удаления черновых видов работ.

2. Добавляются дополнительные виды работ, плохо поддающиеся оценки и контролю, однако требующие существенных затрат трудовых ресурсов.

P.S. В моем случае это была однокомнатная квартира в новом монолитном жилье. Лично для себя я оценил работы в ней по схеме «шеф монтаж» как половину стоимости от обычного полного электромонтажа. И это минимум того, на что я был согласен с большим количеством оговорок, таких как ограничение времени консультации, два появления на объекте(не больше), работа в перерывах между другими объектами и т.д. Пока я не получил реакцию клиента на такие условия, позже сообщу в дополнении.

P.S. 2 Реакция клиента оказалась — молчание. Очевидно, что данная экономия клиенту не подошла.


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲