Как не стать «статистом» в тендере

Существует такая проблема у всех, кто предоставляет какие либо услуги — стать статистом в тендере. Суть проблемы заключается в том, что вам предлагают поучаствовать в тендере на что либо, заранее предполагая что вы этот тендер не выиграете. Первый вариант, когда вы знаете о том, что тендер не выиграете — вам об этом сообщили. Второй вариант, когда вы об этом не знаете и искренне пытаетесь выиграть тендер. Первый вариант еще более менее приемлем, так как вы делаете это сознательно, возможно из дружеских побуждений или  желание заработать деньги именно за роль «статиста». Второй случай как раз и является проблемой. В этом случае от нас пытаются получить услугу тайно и даром. Услуга в данном случае — роль «статиста»,  а даром потому что эта роль оплачиваться не планируется изначально. Давайте разберем как это работает и как этого избежать.

Итак, берем условное лицо, которому нужно найти «статиста». К примеру это гос.заказчик, который ограничен законами о коррупции и которому нужно организовать тендер в котором участвуют не менее трех претендентов. У него уже есть любимый подрядчик и работу он никому кроме него не отдаст. Он организует фиктивный тендер через привлечение статистов. Статистам создаются самые не приемлемые условия, которые вынуждают статистов закладывать все эти риски в цену. Соответственно конечное предложение статиста получается менее выгодным — цена и сроки увеличены. Что сказать, вполне грамотное решение заказчика. Свою задачу он решил, не нарушая закона. Проблема в том, что таким статистам можем стать и мы.

Как же не стать статистом? Рассчитывая на то, что тендер настоящий, мы вкладываемся в это дело, еще не получив заказ. И когда мы этот заказ не получаем, очевидно что наши траты напрасны. А почти всегда это огромный массив работы, которую никто не оплатит. Оферта, то есть коммерческое предложение которое мы делаем, содержит в себе массу обязательств которые мы на себя берем. Мы обязаны выполнить то, что заключено в оферте. В нем есть цена, сроки, порядок взаимодействия и прочее. Одно влияет на другое. Чем прозрачней взаимодействие, тем меньше цена. Чем больше сроки, тем также меньше цена. Если мы огрубим цену в большую сторону, то есть риск проигрыша тендера по нашей вине. Если мы ошибемся в меньшую сторону, то мы будем работать даром. В этом и заключается суть тендера, назначить наименьшую цену для нас выгодную. Ее надо тщательно рассчитывать, принимая во внимание все детали. А вот именно деталей нам недобросовестный заказчик и не дает. Не дает он нам их сознательно, рассчитывая на то, что в подобных условиях грамотный подрядчик начнет все эти риски закладывать в цену, что приведет к ухудшению конечного предложения подрядчика.

Из сказанного следует, что для того, чтобы не стать статистом, нужно узнать, удерживает ли заказчик от вас информацию или это ваша личная глупость. Второе вполне может быть, особенно в условиях когда вы очень хотите получить работу, на столько, что боитесь «спугнуть» заказчика. Вы боитесь задавать ему вопросы, боитесь обязать его давать четкие задания и брать на себя обязательства заказчика выдавать полную информацию о предстоящей работе и условиям сотрудничества.

Итак, в конце статьи выделим несколько тезисов позволяющие избежать ситуации когда мы становимся «статистами»:

  1. Не спешить.
  2. Добиться полноты и ответственности информации от заказчика.

Прокомментирую…

Спешка является оружием заказчика, лишающая нас силы. Работает это оружие так — мы делаем вам очень выгодное предложение, но ваше решение ограничено по времени. Мы не дадим вам время подумать и увидеть, что наше предложение обман, нам нужно решение прямо сейчас. Как только вы чувствуете эту спешку, сразу насторожитесь. Вы можете попасть в ловушку. Лучше ничего не приобрести, чем потерять.

Полнота и ответственность информации от заказчика означает, что сначала должен трудиться он. Он должен давать ответы на все ваши вопросы. Не стесняйтесь уточнять, перефразировать, спрашивать правильно ли вы поняли. Ответственность заключается в том, чтобы заказчик нес ответственность за свои ответы, ведь они ложатся в основу ваших расчетов. В первую очередь ваше общение должно быть письменным. Слова сказанные не на бумаги ничего не означают у большинства людей. Более того, такая форма общения(устная) ими используется для того, чтобы не нести за них ответственность сославшись на то, что они чего-то не говорили или вы их не так поняли. Общайтесь письменно. В конечном итоге, плодом всех ваших переговоров должен служить договор, в котором все ваши договоренности зафиксированы и взяты как обязательства с вытекающими последствиями за неисполнение.

Очевидно, что заказчик ищущий «статиста», столкнувшись с таким подходом, немедленно закончит попытки вас обмануть, потому как не захочет вкладываться своим трудом в пустое сотрудничество.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲